А. Г. Ожогин
С большой смелостью Сандунов заявлял о «царе», которому служил:
Кто ж этот царь мне был? Кто знает, что актер, Тот ведает и то, что царь мне был партер
Демонстративно умалчивая о возможности искать правосудие иным путем, Сандунов обращался к партеру:
Меж мной и бар моих будь сам ты судия.
«Слезные драмы»
Первые явления пьесы рисовали драматические картины жизни городской бедноты. «Театр представляет горницу, где видна сущая бедность; вдали за ветхим завесой колыбель и пук соломы, на которой лежат два мальчика; посреди горницы прялка» - это жилище бедного художника Памфила, впавшего в нищету.
Искусство крепостных певцов
Впечатление от спектаклей аристократических крепостных театров усиливалось красотой и богатством отделки зрительного зала всей торжественной обстановкой «придворного» театрабогатого знатного вельможи.
Методология и методика культурно-исторической школы
В течение 60-70-х годов, как будто выполняя пожелание Белинского о научно-комментированном издании сочинений писателей минувшего столетия, выходят в свет научно-критические издания: «Сочинения, письма и избранные переводы Дениса Ивановича Фон-Визина» (Спб.
Воспоминания Аксакова
Во второй половине XIX века изучение истории русского театра в основном переходит в руки историков литературы. Можно сказать, что история театра становится как бы частью истории литературы. Для театральной историографии это имело большое значение.
Литературные обработки интермедии
Появляется в этой комедии уже знакомый зрителю по «Тресо-тиниусу» ученый сухарь, педант Критициондиус, в котором Сумароков изобразил своих критиков. «На трагедию «Хорева» сложил я шесть дюжин эпиграмм, а некоторые из них и на греческий язык перевел; против тех господ, которые русские представляли трагедии, написал я на сирском языке девяносто девять сатир»,-говорит о своих ученых трудах Критициондиус.
Основная цель
И статья и книга Варнеке выражали тенденции развития научной, можно сказать, академической историографии русского театра, которая, сохраняя высокую исследовательскую культуру и научную методику, выработанные русской филологической школой, в то же время стремилась к созданию истории театра как сценического искусства.
Рогоносец по воображению
Русская комедия XVIII века развивалась как сценический жанр, менее, чем трагедия, связанный с канонами классицизма. Она явно обнаруживает свою близость к народной драме и интермедии. Противники Сумарокова, критикуя его комедии, указывали на их сходство с «площадными игрищами».
Провинциальный театр
Первые сведения о провинциальных театрах, создаваемых губернаторами, относятся еще к середине 60-х годов. Но особенно активизируется театральная жизнь в провинции с конца следующего десятилетия, когда по окончании крестьянской войны правительство начало осуществлять ряд мер, которые должны были способствовать укреплению дворянской государственности и дворянской культуры в провинции.
Ничтожные наследники северного исполина
В Петербурге и его окрестностях воздвигаются дворцы, поражавшие невиданным ранее великолепием, богатством и монументальностью. Таковы дворцы, построенные в эти годы замечательным архитектором В. Растрелли: Воронцовский, Большой Царскосельский и Зимний.