ОмГУ » Драматический театр » Основная цель
Основная цель
И статья и книга Варнеке выражали тенденции развития научной, можно сказать, академической историографии русского театра, которая, сохраняя высокую исследовательскую культуру и научную методику, выработанные русской филологической школой, в то же время стремилась к созданию истории театра как сценического искусства.
В начале века это направление театральной историографии было представлено такими учеными, как Морозов, Шляпкин, Перетц, Резанов. В трудах этих исследователей, посвященных в основном, как уже указывалось, истории драмы, заметно усиливался интерес и к театроведческой проблематике. Сюда же следует отнести и первые работы В. А. Филиппова (например, «Факты и легенды в биографии Ф. Г. Волкова». - Жури. «Голос минувшего», 1913, № 6), ставшего затем одним из крупнейших историков русского театра и одним из создателей советского театроведения.
Наряду с академической школой в начале века начинает оформляться и новое направление в развитии историографии старинного русского театра. Это направление в большой мере связано с театральными концепциями русского модернизма периода расцвета традиционализма и утверждения самоценности «театра как такового». А вместе с тем это направление выдвинуло ряд проблем, задач и вопросов, поиски решения которых обогащали театроведение в целом и историко-театральную науку в частности.
Основная цель, которую ставили перед собой театральные историки новой формации, было изучение «театра как такового», вне его связи с духовной жизнью эпохи, ее общественной мыслью и литературой. Театр начинал восприниматься главным образом как зрелище, а задачей историка театра становилось изучение «технологии» спектакля, его составных частей и условий, в которых создается и разыгрывается зрелище.
Отсюда - отказ от изучения драмы, как чуждого природе театра литературного начала, и интерес к театральному костюму, декорационному искусству, устройству сценической площадки и типам театрального здания, а также к техническим приемам игры актера времен подчеркнутой и яркой театральности (итальянская комедия масок, французский театр XVII-XVIII веков и т. д.).