ОмГУ » Драматический театр » Ничтожные наследники северного исполина
Ничтожные наследники северного исполина
В Петербурге и его окрестностях воздвигаются дворцы, поражавшие невиданным ранее великолепием, богатством и монументальностью. Таковы дворцы, построенные в эти годы замечательным архитектором В. Растрелли: Воронцовский, Большой Царскосельский и Зимний. В архитектурных образах этих дворцов воплощались растущая мощь и величие Русского государства. Так, величественный Зимний дворец создавался, как гласил указ о его строительстве, «для единой славы всероссийской».
Прославлению мощи и величия дворянского государства служила и живопись этого времени. Она широко использовалась во внутреннем убранстве дворцов в виде декоративных плафонов и панно, которые, изображая какие-либо сцены мифологического или исторического содержания, аллегорически воспевали добродетели коронованных особ.
Прием аллегорического изображения монарха и его прославления под видом мифологического или исторического героя получает в эти годы распространение и в других видах искусства, в частности в литературе (ода) и театре (придворные оперно-балетные представления, трагедии).
Господствующее положение в живописи занимает так называемый парадный портрет, близкий по своему характеру и назначению к развивающимся в это время в литературе жанрам торжественной оды и «классической» трагедии. На парадных портретах, изображавших царей, цариц и вельмож, художники делали акцент на внешней представительности, заслонявшей индивидуальные особенности изображаемой личности. Таков, например, портрет Анны Иоанновны художника Л. Каравака, изображающий ее в царском облачении: с короной на голове, в горностаевой мантии, со скипетром и державой в руках. Главное в портрете - величественный образ «самодержицы императрицы», создаваемый не с помощью воспроизведения индивидуальных черт данной личности, а общей торжественной декоративностью портрета и тщательно выписанными царскими регалиями.