Элементы историзма
Обращение Сумарокова к Шекспиру выразилось и в том, что образ Самозванца, жестокого, хитрого тирана, охваченного всепоглощающей жаждой власти, в известной мере близок к образу Ричарда III.
Однако в образах, в приемах развертывания действия, даже в сценических аксессуарах трагедии проявляется ее связь с традициями народного театра (эта связь, вероятно, осуществлялась через представления «охочих комедиантов»).
Главные теоретики
Главным теоретиком «театра как такового» был известный театральный деятель, режиссер и историк театра Н. Н. Евреинов. Его театральная концепция изложена в книге «Театр как таковой», вышедшей в Петербурге в 1912 году.
Третья известная роль Волкова
Экономические, политические и военные успехи государства содействовали росту национального самосознания, общественной мысли, науки, литературы и искусства. Но в то же время неуклонно ухудшалось положение народа, и прежде всего крестьянства, за счет которого происходило укрепление дворянской империи.
Театр XVII века
Во второй половине XVII века возникают государственные учебные заведения - Школа грамматического учения в Спасском монастыре, Типографическое училище, Славяно-греко-латинское училище, позднее преобразованное в Академию, и др.
Интересы государства
Интересы государства требуют свержения с престола злого монарха. Финал трагедии выражал мысль Сумарокова о праве «общества», то есть дворянства, свергать царя, ставшего тираном. Сумароков, отвергая устаревший и неприемлемый для века просвещения тезис о божественном характере монархической власти, опирался на просветительские теории о происхождении государства.
Театральная историография второй половины века
Различие историко-театральной методики двух эпох особенно отчетливо видно, когда мы сравниваем две работы: «Летопись русского театра» Пимена Арапова, изданную в 1861 году, и «Историю русского театра до половины XVIII столетия» П.
Исполнение ярославскими актерами
Представления ярославских актеров были непохожи на спектакли французской придворной труппы и кадетов, познакомивших двор со сценическим искусством классицизма. «Искусные и знающие люди,- писал Новиков,- увидели превеликие способности в сем г.
Расцвет скоморошества
Очевидно, это определялось как характером скоморошьих игрищ, так и специализацией (певцы, музыканты, вожаки дрессированных зверей, кукольники и пр. ). Но встречаются упоминания и о скоморохах-одиночках (см.
Сатирические журналы Н. И. Новикова
Самый верный путь к исправлению нравов, по утверждению «Всякой всячины», - это изображение положительных сторон современной жизни, положительных, конечно, с точки зрения Екатерины. «Добросердечный сочинитель поставляет пример в лице человека, украшенного различными совершенствами, то есть добронравием и справедливостью, описывает твердого блюстителя веры и закона, хвалит сына отечества, пылающего к государю».
Новые черты
Нравственный ригоризм трагедий Расина, приобретавший обличительный антиаристократический смысл, уже намечал конфликт между двором и классицизмом. Эволюция французского абсолютизма, все более отчетливо обнажавшая его классовую природу, разрушала иллюзию его разумности.