ОмГУ » Драматический театр » Театр XVII века
Театр XVII века
Во второй половине XVII века возникают государственные учебные заведения - Школа грамматического учения в Спасском монастыре, Типографическое училище, Славяно-греко-латинское училище, позднее преобразованное в Академию, и др. Школы должны были готовить деятелей, воспитанных в духе безусловного подчинення государству и нужных для борьбы с раскольничьей оппозицией царю и государственной церкви, а также чиновников для дипломатической службы, переводчиков и т. д. Почти все школы были связаны с монастырями, на их программах лежала печать схоластики, основой наук гуманитарного характера являлось богословие. Но в то же время эти школы должны были отвечать практической потребности в создании кадров русской интеллигенции, необходимой для все более усложнявшегося аппарата абсолютистского государства.
Значительно усиливается интерес к науке и знанию в боярских и дворянских кругах. Интерес к чтению книг, к науке распространяется и среди посадских людей. Новые веяния проникают в быт бояр, дворян, чиновников-дьяков и купечества. Это проявляется и в замене старинных длиннополых ферязей - одежды «многоубыточной» для народа - кафтанами по украинской моде, и в усвоении высшими кругами общества иностранных мод, и в нарушении некоторыми боярами старого замкнутого «домостроевского» уклада жизни, и в постепенном усвоении ряда западноевропейских обычаев.
Новые черты проявляются и в литературе XVII века. Свойственные русскому обществу того времени расширение кругозора, усиливающийся интерес к знаниям начинают колебать церковно-схоластические верования и менять представления о действительности. Увеличивается интерес к изображению жизни обыкновенных людей, их внутреннего мира и окружающей их реальной обстановки. Появляется новый литературный жанр - «жития» - биографии реально существовавших лиц, часто даже описания жизни того или иного современника («жития» Ртищева, патриарха Никона и др.).