Исторические и эстетические взгляды Белинского
Да и сами времена напряженной борьбы с призраками XVIII века, мешающими утверждению нового, шли к концу. Теперь, когда критическая оценка наследия прошлого была в основном закончена, могла идти речь об определении исторических корней, о прямой преемственности авангарда новой русской литературы - «натуральной школы» - с реалистическими явлениями литературной жизни минувшего столетия.
Стремление к наибольшей доходчивости политического содержания
Патриотическое и тираноборческое содержание трагедии, доступность и яркость ее художественной формы сделали ее одним из популярнейших произведений русской драматургии в театре конца XVIII - начала XIX века.
Идейный смысл пьесы
Комедия имела большой успех в театре, очевидно, вызванный ее обличительными мотивами. Поэт И. И. Дмитриев, в своих записках вспоминая о постановке «Так и должно» в московском театре в годы пугачевского восстания, называет эту пьесу «народной комедией», очевидно, имея в виду ее популярность.
Государственный публичный театр
Публичный государственный театр должен был стать одним из средств идеологической борьбы в защиту петровских преобразований и, обращаясь к широким кругам городского населения, способствовать укреплению авторитета создаваемой Петром дворянской империи.
Иной тип пьесы
«Акт о царе перском Кире и о царице скифской Томире» отличается тем, что центральным образом здесь является отрицательный персонаж -- злобный царь и впервые в русской драматургии слово тиран употребляется не для обозначения жестокого любовника, как это было обычно в галантной любовной литературе петровского времени, а для определения жестокого царя, нарушающего все законы.
Первая постановка «Недоросля»
Первая постановка «Недоросля» была осуществлена Фонвизиным и Дмитревским. По свидетельству Шаховского, «Фонвизин, почти такой же превосходный драматический чтец, как писатель и распорядитель сцены сам назначил роли актерам начитал каждому из них, что и как должно быть сказано, выражено и играно, оживил своим творческим даром их способности, учредил общее сценическое действие».
Язык
Наряду с культурой, выражавшей идеологию господствовавшего дворянского класса и нарождавшегося класса буржуазии, росли элементы другой, демократической культуры, выражавшей мысли и чувства антикрепостнически настроенных широких демократических кругов населения, главным образом крестьянства.
Основные художественные направления
Сентиментализм выступал антагонистом классицизма. Культу разума и преклонению перед его законами сентиментализм противопоставлял культ природы и естественности. Человеческая личность с ее чувствами и переживаниями, которые рассматривались классицизмом как проявление слабости, недостойной настоящего человека, для сентиментализма становилась основным объектом изучения и описания.
Театр 1730 -1750-х годов
В продолжение 30-40-х годов XVIII века государственный порядок, созданный петровскими преобразованиями, продолжал укрепляться. Стремление феодальной реакции после смерти Петра I вернуть Россию к допетровским порядкам не могло иметь успеха и завершилось неудачей, не оставив заметного следа в жизни страны.
«Гамлет»
Вторая трагедия Сумарокова, «Гамлет» (1748), представляет собой весьма вольную переработку фабулы шекспировской пьесы, подчиненную законам эстетики классицизма. Сумароков считал своего «Гамлета» самостоятельным произведением и указывал, что он, «кроме монолога в окончании третьего действия и клавдиева на колени падения, на шекеспирову трагедию едва, едва походит»
Сумароков строит сюжет трагедии таким образом, что идея героической победы долга над страстями, решаемая в духе Корнеля,.