ОмГУ » Драматический театр » Драматургия Симеона Полоцкого
Драматургия Симеона Полоцкого
Идея пьесы точно выражена в «предисловце» - прологе, которым начинается представление: восхваление русского Царя сопровождается противопоставлением его нечестивому царю Навуходоносору.
Строгое по форме церковное действо было переработано Полоцким в пышное театральное представление, насыщенное музыкой, танцами и различными постановочными эффектами.
Другая пьеса Симеона Полоцкого - серьезная нравоучительная «Комедия притчи о блудном сыне» - написана на тему о поездках молодых людей за границу.
Расширение связей России с Западом способствовало не только усилению естественного интереса к жизни в «чужих странах», но и появлению в боярской и дворянской среде уродливого преклонения перед всем чужеземным и отрицательного отношения ко всему отечественному. «Чужебесие» боярства и дворянства, как называл увлечение иноземщиной публицист того времени Ю. Крижанич, уже предвещало французоманию русского дворянства XVIII века. Об опасности «чужебесия» свидетельствовал случай с сыном боярина Ордына Нащекина, который был послан за границу и заявил о своем нежелании вернуться на родину.
Комедия Симеона Полоцкого, написанная на сюжет евангельской притчи о блудном сыне, показывала вред, приносимый неоправданными и бесцельными поездками за границу.
Герой пьесы тяготится жизнью в родной стране, в доме отца. Он не хочет «вотчинной стране юность погубити», не хочет учиться и уезжает на чужбину. Попав в «чужие страны», юноша начинает кутить, безрассудно растрачивает данные ему отцом деньги и впадает в нищету. Испытав много горя и унижений, блудный сын возвращается на родину.
Большим достоинством драматических произведений Симеона Полоцкого является относительная простота и ясность языка, особенно выигрывающего при сравнении с языком пьес, составлявших репертуар придворного театра XVII века.