ОмГУ » Драматический театр » Кукольный театр
Кукольный театр
Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси одного из самых популярных и жизнеспособных видов народного театра - театра кукол. Первые сведения о кукольных представлениях, которые устраивали скоморохи, мы находим в книге Олеария: «Эти комедианты завязывают себе вокруг тела одеяло и расправляют его вверх вокруг себя, изображая таким образом переносный театр, с которым они могут бегать по улицам и на котором в то же время могут происходить кукольные игры». Олеарий не говорит, что именно играли скоморохи-кукольники, но по куклам, изображенным на рисунке, можно с уверенностью предположить, что здесь запечатлена сценка, дошедшая до нашего времени в качестве одного из эпизодов народной кукольной комедии, известной под названием «Петрушка» или «Ванька-Рататуй». Нельзя отождествлять пьесу, исполнявшуюся бродячими кукольниками во времена Олеария, с тем текстом «Петрушки», который дошел до нас в записях XIX и XX веков, но все же известная связь между ними бесспорна: в фигурке в шутовском колпаке, суетящейся возле лошади, легко угадать традиционный облик Петрушки, очевидно, изображенного здесь в сцене покупки лошади. Все это дает основание предполагать, что в 30-е годы XVII века скоморохи показывали в кукольном театре комедию о Петрушке или отдельные сценки, близкие к ней по содержанию и характеру главного героя.
Вопрос о возникновении и развитии кукольного театра в России нельзя рассматривать вне связи с аналогичными явлениями в театральной культуре стран Востока и Запада. Горький писал, что в разных странах мира «была создана фигура известная всем народам: в Италии это - Пульчинелло, в Англии - Понч, в Турции - Карапет , у нас - Петрушка». Очевидно, кукольный театр Петрушки, создателями которого были скоморохи, сложился на основе сочетания скоморошеских игрищ, их образов, мотивов и приемов с традициями и техникой зарубежного кукольного театра.