ОмГУ » Урок опытного учителя.
Урок опытного учителя.
Припоминается такой случай. Приезжаю я в район и прошу повести меня на урок к опытному учителю.
— Пойдите на урок к Дарье Петровне,— посоветовали в отделе народного образования.— Правда, она работает у нас сравнительно недавно, но, судя по ее выступлениям на учительских совещаниях, это очень знающая учительница.
Предварительно знакомлюсь с Дарьей Петровной. Действительно, она знает очень много, начитана, знакома с последними методическими новинками. Рабочие планы составлены безукоризненно. Я наперед предвкушал наслаждение от ее урока. Здесь, возможно, следовало бы сделать какое-то отступление. Но скажу сразу. Когда урок окончился, я не знал, что сказать учительнице. Мы молча разошлись. Урок был плохой. Дарья Петровна не установила контакта с учениками. Они ни в чем ей не помогали. В классе чувствовалась обоюдная неприязнь. Учительница сопровождала свой урок бесконечными замечаниями: «Смотрите сюда! Не крутись! Не оглядывайся!» и т. д., норовя досадить ученикам за их невнимательность, а ученики, кто хмурясь, а кто с вызывающей ухмылкой продолжали игнорировать замечания учительницы, отказывались отвечать на ее вопросы («Не знаю», «забыл»). Обычно ребята при посторонних стараются показать себя и свою учительницу с лучшей стороны. А здесь не хотели этого сделать.
При наличии трех названных выше компонентов мастерства урок у Дарьи Петровны вышел совсем не мастерский. Она, очевидно, не владела педагогическим тактом, а его-то можно считать четвертой составной частью мастерства учителя.
Педагогическое мастерство — это не только высокая и всесторонняя общая и методическая образованность учителя, но и умение добиться того, чтобы каждое его слово дошло до учеников, было полностью ими воспринято и усвоено. А добиться этого, не владея педагогическим тактом, учитель не сможет, как бы он ни изучал теорию педагогики (К. Д. Ушинский). Если говорить о педагогическом таланте, о педагогическом искусстве, то, пожалуй, прежде всего надо иметь в виду умелый подход к детям. Вам, вероятно, приходилось наблюдать такую картину. Возле клуба собралась группа подростков и начала шуметь. Один взрослый подошел к ним и сделал замечание, потом второй, но подростки продолжают свое («А что? Мы ничего не делаем плохого!»). Но вот подходит к ним еще один взрослый. Заговорил с ними. Все подростки обступили его, внимательно выслушали — и галдеж прекратился. Что именно этот человек сказал подросткам— мы не слышали. Но сказал он им именно то и повел себя с ними именно так, как это и надо было сделать в данном случае. Поэтому они его и послушались.
Педагогический такт (давайте пока что определим его, как подход к ученикам) необходим и в обучении, и в воспитании. Но в воспитании его роль особенна. У бестактного учителя дети еще сумеют чему-нибудь научиться, хотя это будет горькое учение. А в воспитании бестактный учитель ничего не достигнет. Убеждений силой не навяжешь. Для этого ученики должны уважать своего учителя. Бестактного же учителя редко кто уважает. Не так давно у нас был школьный вечер. Сразу бросилось в глаза, что вокруг одних учителей ученики вьются, как пчелы возле улья, а около других— нет никого. Пустота. Почему?
— Потому, что одни заигрывают с учениками, а другие не хотят заигрывать, требуют соблюдения дистанции, без которой учитель перестает быть учителем,— ответила с места Мария Степановна.
— Вы считаете, что ученики любят нетребовательных учителей. Ошибаетесь. Моя племянница по всем предметам получает пятерки, только по физике у нее неизменная четверка. Но когда сестра пожаловалась мне на жесткость учителя физики, то племянница, услышав это, заявила, что она больше всех любит и уважает как раз этого «жесткого» учителя. А что касается так называемой дистанции, то не следует ею, как стеной, отгораживаться от учеников. Дело ведь не в дистанции, а в педагогическом такте, в умении учителя установить контакт с учениками.
Некоторые товарищи считают, что такой контакт — это дисциплина на уроках, тихое сидение учеников за партами. Нет, это не контакт и не дисциплина. По крайней мере, не дисциплина свободы, доверия и убеждения, которая нам необходима.
— Так что же, ученики не должны сидеть тихо на уроках? — спросила Мария Степановна.
— Нет. Почему же? Если это необходимо, должны уметь сидеть тихо, даже абсолютно тихо, но не мертво. И здесь главное, как учитель достигает такой дисциплины: организацией учеников или лишь подавлением их воли. Кто работает теперь в 4-В классе, знает, как трудно там проводить уроки. Даже у лучших учителей в этом классе бывают срывы. Почему? Потому, что ученики приучены к крику учителя, к принуждению. Теперь их не подавляют, они почувствовали свободу, а пользоваться ею не умеют. У них не хватает самостоятельности, умения самим контролировать свое поведение.
Так что разная
бывает тишина. Бывает тишина увлечения и тишина подавления. Тишина подавления —
не показатель нашего мастерства. Скорее показатель нашей бестактности. Тишина
подавления не помогает, а мешает нашему влиянию на учеников. Ученики не
раскрываются перед бестактными учителями, не делятся с ними своими чувствами и
мыслями, не обращаются к ним за советом и нередко начинают активно противодействовать
таким учителям, не останавливаясь даже перед умышленным нарушением дисциплины.
Тогда и возникают различные конфликтные ситуации, создается атмосфера тайной, а
часто и явной неприязни. Идет, как говорится, постоянная война между учениками
и учителем. Война тайная и открытая. Какая же здесь может быть общая,
совместная деятельность?
http://life-pics.ru/