ОмГУ » Театральные горизонты » Обращение к жизни
Обращение к жизни
Совсем другим увидели мы Астангова в роли заносчивого паяца революции Керенского в спектакле «Большой Кирилл». Он беспощадно высмеял эту жалкую пародийную фигуру псевдореволюционного лидера, раскрыл ничтожество его самонадеянной, пошлой натуры. И вот последняя работа Астангова: он вышел на сцену, накинув на плечи черный плащ Гамлета.
Одни исполнители этой небывало трудной роли стремятся показать в принце датском прежде всего человека мысли, другие - человека действия. Астангов стремится к синтезу этих двух проявлений человеческого характера: он понимает, что мысль рождает действие и само действие в свою очередь рождает мысль. Поэтому он и ищет пути постижения сложной диалектики характера. Развитие роли проходит у артиста как бы три стадии. Вначале отчаяние овладевает его Гамлетом, ему не дорога жизнь, он не хочет жить. Затем, после встречи с тенью отца, у него пробуждается горячее, неистребимое стремление во что бы то ни стало доискаться истины. И, наконец, им овладевает мысль о необходимости самой жестокой и непримиримой борьбы за истину во имя гуманизма.
При всем этом исполнение согрето у артиста теплом человеческого сердца, речь доведена до высокого совершенства - она доносит до зрителя и мысль, и музыку слова Шекспира.