ОмГУ » Театральные горизонты » Истинный художник
Истинный художник
Да, в нынешнем году Вахтангову было бы 75 лет. Созданный им театр живет без него уже четвертое десятилетие. Не будем сейчас излишне придирчивы к тому, что на его сцене появлялись порой посредственные, случайные спектакли, о которых не хотелось бы и вспоминать. Несмотря на все ошибки пройденного пути, он продолжает быть Вахтанговским театром, и в сегодняшнем его репертуаре есть прекрасные тому подтверждения.
Один за другим вспоминаются спектакли, в которых театром достигнуто талантливое, вдохновенное воплощение картин новой жизни. Вахтангов оставался учителем театра, когда его ученики впервые подходили к современной теме, выводили на сцену новых героев - единомышленников и друзей тех, кто заполнял зрительный зал.
Революционная аудитория радостно встречала эти первые, может быть, еще несколько неуверенные, шаги.
«Виринея» Л. Сейфуллипой - повесть о том, как новая действительность ломала ветхие устои старого деревенского быта,- открывала перед театром широкие пути, о которых Вахтангов только мечтал. Прокладывать их пришлось его ученикам. Заветы Вахтангова о народном театре, об искусстве большого жизненного содержания начинали воплощаться затем в постановках пьес советских драматургов.
Сила искусства Вахтангова в значительной степени проявилась в осмеянии и отрицании реакционного прошлого. В первых опытах работы его учеников над современной темой искусство театра обрело новое качество - жизнеутверждающую силу. Оно становилось певцом новой жизни.
Обращение к жизни, к современности сохраняет молодость искусству. Театр Вахтангова молод. И молод он совсем не потому, что на его сцене появилось новое поколение актеров, для которых имя Вахтангова звучит сегодня как прекрасная легенда. Молода и старая гвардия театра - те, кого знал Вахтангов совсем еще юными.