ОмГУ » Театральные горизонты » Поиски внешней иллюзорности
Поиски внешней иллюзорности
Думается, что участникам постановки «Поднятой целины», кроме режиссера, многое подсказал еще своим оформлением художник Н. Шифрин. Вряд ли актеру Д. Сагалу безразлично было, в какой сценической среде придется действовать его Давыдову. Широта самобытного характера шолоховского героя, его горячий темперамент, его здоровое, полнокровное мироощущение, его сила проявились в актерском исполнении легко и свободно, с верным поэтическим ощущением жизненной правды. Это точное ощущение правды характера выражено и в роли Макара Нагульнова. Актером В. Петелиным очень верно угаданы и внешний облик, и беспокойная натура этого горячего и непреклонного, прямого и неукротимого человека, для которого в жизни нет ничего дороже и важнее интересов революции.
Так большая правда времени, правда тех незабываемых дней, когда партия поднимала миллионы крестьян на великое историческое дело коллективизации мелких, разрозненных единоличных хозяйств тысяч и тысяч станиц, сел и деревень, оживает в лучших образах спектакля, близких к своим литературным первоисточникам. В иных ролях эта близость утрачивается, и тогда художественная правда подменяется внешним правдоподобием. Все как будто хорошо у В. Ратомского в роли Щукаря. Можно сказать, что сыграна им роль сочно, колоритно, с юморком. Но не очень ли все же удовлетворен актер решением малых творческих задач? Ведь их надо чем-то объединить. А он увлекается внешними приемами, довольствуется внешней характерностью, в чем-то, может быть, и выигрышной, но никак не раскрывающей всех глубин жизненного, психологического содержания народного образа.