ОмГУ » Театральные горизонты » Мхатовская культура
Мхатовская культура
Сохраняется в памяти это скорбное лицо, эти горящие ненавистью глаза, эти обжигающие слова. Вот оно - горе народное, и вот она - неистребимая вера народная в торжество правого дела! Так искусство обобщения поднимает артистическое исполнение, усиливает его воздействие на зрителя и придает ему высокую поэтичность. Талантливость игры М. Титовой сказалась, несомненно, больше всего в смелости типизации народного характера.
Это не единственное достижение в спектакле. Удивительной искренностью радует молодая артистка В. Калинина. Неподдельной правдой чувств, сердечным теплом согрета у нее роль юной Валентины Перепелицкой, дочери Матрены Терентьевны. Глубоко под землей, в темных катакомбах, в суровом укладе партизанской жизни не увядает светлая и нежная юность ее героини. Вот Валентина с удивлением и какой-то ребяческой настороженностью спрашивает милого своего Светика:
- Что ты на меня так смотришь?
- Удивляюсь, как ты вдруг выросла. Совсем большая,- отвечает тот.
- Да? Я выросла?..- И сдержанная улыбка озаряет ее лицо. С какой наивной радостью и нескрываемой гордостью эта девочка сознает, что она становится совсем уже взрослой в глазах окружающих. И Валентина действительно выросла. При всей еще сохранившейся детскости характера в ней рождается бесстрашие патриота, смело идущего на подвиг. Сколько воли и твердости проявляется вдруг в этой скромной девочке, когда, подавляя мучительную боль раненого сердца (ее Светик брошен в камеру смертников), она неудержимо рвется из катакомб в город, захваченный врагом, чтобы выполнить боевое задание.