ОмГУ » Театральные горизонты » Правдивость образа М. Титова
Правдивость образа М. Титова
Что же отличает ее исполнение? Начинаешь вспоминать сцену за сценой, и, кажется, не обнаруживаешь в роли ничего бросающегося в глаза своей яркостью, выигрышной сценичностью. Внешне это скромное, может быть, даже несколько строгое исполнение, но какое богатство духовной жизни образа раскрывается в нем! И именно это привлекает к нему такое внимание. За Матреной Терентьевной следишь и тогда, когда, словно отрешившись от всего окружающего, без всякого движения сидит она под нависшими сводами катакомб, вся ушедшая в свои думы. Волнует -это не потому лишь, что артистка так полно живет здесь раздумьями и чувствами своей героини. Одно переживание, пусть самое искреннее, еще не делает роли, не создает образа. Нужно суметь во всей жизненной достоверности донести до зрителя идейный смысл изображаемого.
Правдивость образа М. Титова ищет не в той колоритной и сочной бытовой характерности, которая обычно так подкупает в актерском исполнении и в то же время не оставляет заметного следа в сознании зрителя. В рисунке роли у нее нет никакого украшательства, ничего лишнего и мелочного. Артистка стремится постичь в облике черноморской рыбачки природу патриотизма советского человека, вышедшего победителем из великого испытания.
Поиски эти приводят к большому, глубоко осмысленному и - хочется сказать - поэтическому художественному обобщению: артистка создает подлинно народный характер. В нем сохраняются во всей своей самобытности индивидуальные черты конкретного человека, и в то же время он воспринимается как живой и прекрасный символ могучей воли и несгибаемости духа советского патриота. Это и объясняет такую высокую степень сценической выразительности в двух монологах Матрены Терентьевны, с подлинным драматизмом прочтенных артисткой на просцениуме перед затемненным занавесом.