ОмГУ » Театральные горизонты » Московский театр сатиры
Московский театр сатиры
В спектакле нельзя не заметить несоответствия стиля актерского исполнения стилю драматурга. Чтобы найти это соответствие, нет, конечно, нужды возрождать условности старой немецкой сцены. Наоборот, нужно взглянуть на произведение Лессинга по-новому, с современных наших эстетических позиций, широко используя все многообразие средств новой художественной выразительности. Этой-то свежести восприятия старинной трагедии и но чувствуется в «Эмилии Галотти».
Из актеров более близок стилю Лессинга, пожалуй, один Ю. Аверин в роли Одоардо Галотти. Но как ни важна эта роль, не она все же решает судьбу спектакля. Судьба его зависит от того, как сыграна хотя и небольшая, но центральная роль Эмилии Галотти. Однако зрителя не потрясает трагедия Эмилии в исполнении Т. Еремеевой. В этой роли, да и во всем спектакле, не накалены, не клокочут чувства, не звучит в полную силу страстная гуманистическая тема борьбы против произвола и деспотизма.
Спектакль поставлен с присущей Малому театру тщательностью, по-настоящему хороши декорации художника Б. Кноблока, но все это не может снасти, когда нет на сцепе главного. Театр взялся за исправление спектакля, и будет очень хорошо, если в этой необходимой работе он не ограничится полумерами. Талантливому коллективу Малого театра должен стать особенно дорог спектакль, посвященный памяти Ермоловой.
Театральный сезон в разгаре. Впереди еще много новых спектаклей, широки замыслы театров. Их многое интересует в мировой классике - от проникновенной чеховской «Чайки» до шекспировского «Макбета». С большим интересом работают они и над новыми произведениями современных драматургов. И зритель ждет от них спектаклей хороших, талантливых.
РАССКАЗ О СОЛДАТСКОЙ СЛАВЕ
Постановка «Порт-Артура» в Малом театре пронизана чувством большого оптимизма, хотя и повествует она о событиях, оставивших тяжелые воспоминания в сознании народа. Глубоко историчен и оправдан такой подход к сценическому воплощению одного из наиболее драматических эпизодов русско-японской войны.
Трагический исход обороны Порт-Артура не лежит на совести русского солдата. Он не складывал своего оружия к ногам врага, не сдавался и защищал крепость доблестно, геройски, самоотверженно, как и подобает верному сыну отечества. Но за его спиной стояли продажные царские генералы - безнадежные рутинеры, невежественные и трусливые стратеги, лебезившие перед врагом. Они-то и предали мужественно сражавшихся защитников Порт-Артура, позорно сдались вероломному противнику.
Война беспощадно вскрыла всю гнилость царского строя, его историческую обреченность. Падение Порт-Артура ускорило назревание революции и показало, что самодержавие идет к своему неизбежному концу.
Эта революционная перспектива и объясняет природу исторического оптимизма, выраженного в новой постановке, которая воспринимается как правдивый рассказ о воинской славе. Русский солдат - подлинный герой спектакля. В образах Филиппа Блохина, Софрона Родионова, Ивана Терешкина театром живо показаны черты народного характера, стремление простого человека из народа разобраться в смысле происходивших вокруг событий, решить для себя - как любил говорить один из солдат,- «кто, что, отчего и зачем». И это разбуженное жизнью сознание становится наиболее примечательной чертой в обрисовке скромных и неприметных героев.