ОмГУ » Драматический театр » Многочисленные статьи Кони
Многочисленные статьи Кони
Ссылается Карабанов и на изученное им в архиве корпуса «Дело об учреждении Российского театра при Шляхетном кадетском корпусе». Дело это впоследствии было затеряно, что придает публикации некоторых документов из него в книге Карабанова и в приложениях к ней особое значение. Автор книги, следуя научно-методическим принципам, внедрявшимся в те годы в историко-театральные работы, в специальном предуведомлении дает критический разбор и оценку имеющихся работ по истории русского театра в указывает важнейшие источники, использованные им в книге. Работа оснащена обширным научным аппаратом: ссылками и примечаниями библиографического характера.
Работа Карабанова была первой и единственной за полвека книгой, носившей исследовательский характер, посвященной истории театра. Гораздо большее внимание вызывали у исследователей, в большинстве случаев историков литературы, вопросы драматургии XVIII века.
Наиболее значительной из работ на эту тему была книга П. Вяземского «Фон-Визин», изданная в 1848 году. Один из самых интересных и противоречивых критиков своего времени, Вяземский обратился к изучению творчества «друга свободы», как называл его Пушкин, в годы идейной близости к декабризму. По мнению Д. Д. Благого, «выбор в качестве предмета исследования творчества одного из наиболее передовых писателей XVIII в. несомненно, связан с общественной атмосферой периода дворянской революционности 20-х годов» Работа Вяземского над этой темой встретила одобрение и поддержку со стороны Пушкина, декабристов А. А. Бестужева, М. А. и И. А. Фонвизиных. За время, прошедшее от замысла книги до ее завершения, в мировоззрении Вяземского произошли значительные перемены. Он стал человеком консервативных взглядов. А это определило и точку зрения на Фонвизина него значение в литературе и драматургии XVIII века. Вяземский, считая главным в русской литературе ее «лирический» характер, недооценил значения сатиры, а потому Фонвизин как «сатиры смелой властелин» (Пушкин) не стал главной темой его исследования. А это, в свою очередь, определило скромное место, отведенное в большой книге Вяземского сатирическим комедиям «Бригадир» и «Недоросль».