ОмГУ » Театральные горизонты » Приведенные примеры
Приведенные примеры
Все это способствует повышению художественных вкусов не отдельных единиц, а народных масс. Осуществляемая партией великая культурная революция дает такие плоды, что теперь уже приходится спрашивать с художника все больше и больше.
Приведенные здесь примеры с неудачными пьесами показывают, что пресловутая критическая мерка «так в жизни не бывает» или же, наоборот, «так в жизни именно и бывает» мало пригодна для оценки литературных произведений. Она никак не раскрывает сущности художественного творчества и, более того, зовет к простой иллюстративности, к натуралистическому воспроизведению действительности. У критической мысли есть иные возможности установить и доказать верность писателя жизни, его верность художественной правде творчества.
К творчеству нужно и подходить всякий раз по-творчески. В искусстве менее всего пригодны единые, штампованные мерки, всяческие ограничительные знаки. Вот, например, как характеризуется В. Разумным в его брошюре «Художественный образ» натуралистический подход к творчеству: «Художник-натуралист в стремлении к правдоподобию может годами просиживать с лупой перед холстом, тщательно выписывать на портрете мельчайшие морщинки на лицо, блеск зрачка с отражающимися в нем предметами, то есть фиксировать реальные признаки человека, но между тем в созданном им образе не будет и сотой доли той жизненной правды, которая дышит в нескольких смелых штрихах рисунков Рембрандта или Серова, достигающих в своей обобщенности неизмеримо большего Сходства, ибо в них раскрывается духовный облик изображаемого лица, не постигаемый при бездумном копировании его внешности».