ОмГУ » Театральные горизонты » Забвение воспитательной роли литературы
Забвение воспитательной роли литературы
Драматургия существует не для протоколирования, не для того, чтобы фиксировать отдельные частные случаи. Ее призвание - правдиво отображать жизненные явления и, раскрывая их социальный, идейный смысл, духовно обогащать своего современника, оказывать на него благотворное воспитательное воздействие. Все это, думается, достаточно ясно и для Константина Финна. Во всяком случае, в «Дневнике женщины» он не повторяет уже очевидных просчетов пьесы «Ошибка Анны». И все же о серьезных этих просчетах, о пренебрежении эстетически ми основами художественной правды нельзя было не сказать.
Забвение воспитательной роли литературы заметнее всего обнаруживается в тех пьесах, в которых отсутствие художественности тщательно маскируется с помощью всяческих литературных ухищрений. Такая подмена жизненной поучительности произведения обнаруживается обычно очень быстро. Внешней занимательностью повествования, некоторыми литературными приемами можно на какое-то время заинтересовать зрителя, вызвать в зрительном зале эмоциональное волнение, но идейная пустот та пьесы, ее художественная неправда выявятся все же сами собой. Нечто подобное происходит с пьесами А. Гладкова, в меру занимательными, в меру сценичными, по далекими от подлинной художественности.
В пьесе «До новых встреч» автор, по первому впечатлению, как будто ни в чем не отступает от жизни. Легко себе представить, что в маленьком городке на Оке действительно жила-была вот такая, казалось, ничем не примечательная девушка Люся Иванова. Работала она на заводе, втайне любила скромного паренька, который не догадывался о ее любви, мечтала поехать учиться в Москву, стать актрисой. А потом, в дни войны, смешная, наивная провинциалка оказалась доблестной героиней, человеком большого мужества. Молодой писатель-фронтовик, восхищенный ее подвигом, написал о ней книгу, которой зачитывалась молодежь.