ОмГУ » Драматический театр » Значение Белинского
Значение Белинского
Суждения Белинского о театре XVIII века, высказанные в этой статье, не содержат оценки его исторического значения. Статья должна была помочь читателю понять, каким должен; быть современный театр. Для Белинского основным признаком подлинно национального искусства является народность. Русский театр представляется ему как «народный» театр. Но его еще нет, и потому «русский театр есть мечта разгоряченного воображения наших добрых патриотов». «Критика и поверка старых авторитетов» XVIII века и борьба с пережитками придворно-аристократической культуры в современном театре выступали у Белинского как единое и нераздельное целое. Подвергает он критике и поверке и авторитет блестящего современного актера А. В. Каратыгина. Он видит в игре Каратыгина воплощение норм парадного и эффектного, но холодного искусства времен классицизма. Совершенно в духе пушкинского положения о «придворном» и «народном» театрах звучит данное Белинским противопоставление «актеру-аристократу» Каратыгину - «актера-плебея» П. С. Мочалова. «Поверка старых авторитетов» XVIII столетия, осуществленная Белинским в его статьях 30-х годов, относится главным образом к эстетике и драматургии классицизма. В отношении выдающихся деятелей театра Белинский проявляет большую объективность. В статье «Петровский театр» (1838) он называет Волкова великим человеком и видит в деятельности «отца русского театра» выражение «самородного богатства русского духа и русской жизни» 3. Даже Сумароков, на которого он, как и Пушкин, нападает особенно яростно, по его мнению, навсегда останется в истории русской культуры, потому что он «своими трагедиями дал возможность для учреждения в России театра на прочном основании...».
Исторические и эстетические взгляды Белинского не были догматическими и неподвижными. За недолгий срок литературно-критической деятельности критик прошел большой и сложный путь идейно-философского развития. 40-е годы для Белинского - это время перехода на позиции философского материализма, это время усиленного интереса критика к вопросам социально-исторической обусловленности и социальной функции искусства и литературы. В это же время в работах Белинского утверждается принцип исторического подхода к оценке явлений литературы и искусства.