ОмГУ » Театральные горизонты » Советская драматургия
Советская драматургия
Да, стекло это обладает способностью преувеличивать объект художественного исследования, но без этого преувеличения драматургу было бы трудно проникнуть в глубины жизни, выявить самую сущность художественно воспроизводимого им жизненного явления, определить своп гражданские позиции.
Иные драматурги, страхуя себя, боясь обвинений в отступлении от жизненной правды, обходятся в своем творчестве без увеличивающего стекла, довольствуясь тем, что в их пьесах все выглядит «как в жизни».
Но этот критерий пригоден только для ограниченного ремесленника-копировальщика и оказывается совсем неподходящим для настоящего художника, свободного от пут натурализма. Если бы этим самым критерием руководствовался, например, А. Корнейчук в ту пору, когда писал свою веселую народную комедию «В степях Украины», то вряд ли бы зритель почувствовал в полной мере всю остроту конфликта, разгоревшегося между двумя председателями колхозов. И тогда Галушке уже не пришлось бы в неистребимой ярости ставить у своей хаты высоченный плетень, чтобы только не видеть ненавистного соседа Саливона Чеснока.
По сравнению с привычными жизненными нормами драматург здесь явно преувеличивает, он нисколько не стремится к тому, чтобы о его Галушке кто-то с умилением сказал - как в жизни. Но его преувеличение («плетень до неба») помогает драматургу дать живое, реальное представление о характере, смысле и накале борьбы, разгоревшейся между двумя председателями колхозов - «Вперед к коммунизму» и «Спокойная жизнь». Это борьба между творческим и потребительским отношением к жизни, острый идейный конфликт, возникший между людьми, выбравшими разные пути. В изображении этой борьбы драматург не пошел по линии буквальной, фотографической правды, он искал ее художественное, образное выражение и в этих поисках пришел к тому, что гиперболический плетень воспринимается как убедительная жизненная ситуация. Так художественная правда в своем преувеличении, обобщая и типизируя, не отходит, а приближается к жизненной правде, находит для нее наилучшее выражение.