ОмГУ » Театральные горизонты » Гражданская зрелость художника
Гражданская зрелость художника
Слабость мастерства у авторов посредственных пьес обнаруживается со всей очевидностью в стремлении отразить действительность лишь в ее внешней видимости. Такое пассивное, зеркальное отражение без проникновения в сущность жизненных явлений освобождает искусство от важнейшего его предназначения - художественного освоения мира. В известном театральном лозунге Маяковского: «Театр не отображающее зеркало, а - увеличивающее стекло» - выражен один из существенных признаков реалистического творчества.
Театр не нужен, если он воспроизводит на своей сцене только то, что и без него знает и видит зритель. Сердце зрителя наполняется благодарностью драматургу, когда он как бы заново, как бы впервые открывает перед зрителем видимый мир, раскрывает во всей глубине смысл происходящих событий, заставляет по-новому взглянуть на давно известное и знакомое.
Об удивительной стойкости характера советского воина-патриота каждый знал и до появления шолоховского рассказа «Судьба человека». Но вот появился этот рассказ на страницах «Правды», на экранах кинотеатров, и под воздействием могучего таланта большого художника читатели и зритель почувствовали себя духовно обогащенными, они словно в новом свете увидели прекрасные черты характера своего современника, с такой чудесной силой проявившиеся в суровые годы войны. Это духовное обогащение оказывается возможным тогда, когда автору есть что сказать пароду, есть чем поделиться со своим читателем и зрителем; когда литератор не уподобляет создаваемое им произведение простому зеркалу, равнодушно отражающему все находящееся перед ним, а смело берет в свои руки увеличивающее стекло. То чудесное стекло, через которое увидел и показал Горький неприглядную сущность своего ничтожнейшего Клима Самгина; через которое разглядел Маяковский убогую личность бывшего рабочего, бывшего партийца Петра Присыпкина; через которое Погодин дал нам взглянуть на своего неистового друга Гая.