ОмГУ » Театральные горизонты » Борьба «с теорией бесконфликтности»
Борьба «с теорией бесконфликтности»
Дешевое критиканство - плохой помощник в творчестве. Плохо, когда литератор замазывает недостатки и противоречия изображаемой им действительности. Но еще хуже, когда он раздувает их, поднимает сенсационную шумиху вокруг тех или иных отрицательных явлений. Это приводит к тому, что художник утрачивает чувство гражданской ответственности перед обществом и перед искусством. А при утрате этого чувства и оказывается возможным появление таких спекулятивно-фальшивых произведений, как, например, «Белый флаг» К. Икрамова и В. Тендрякова.
Гражданская зрелость художника, его коммунистическая идейность выражаются в здравой, умной, объективной оценке событий. Те пьесы, в которых подлинное знание действительности подменяется крайне эмпирическими представлениями об отдельных жизненных явлениях, рассматриваемых вне закономерностей общественного развития, ничем не обогатят наше искусство. Театральной критике следовало бы более настойчиво и терпеливо воспитывать у драматургов вкус к глубинной разработке больших жизненных тем.
В их творчестве нередко выпадает такое важное звено, как процесс глубокого философского осмысливания жизненных явлений, мудрое их обобщение. Именно здесь, в этом процессе обобщения, писатель отвлекается от всего несущественного, частного, случайного в своих ощущениях и проникает в самую сущность тех явлений, которые он наблюдал, познает их внутреннюю взаимосвязь и закономерности. Здесь решается судьба будущего произведения, решается вопрос о том, будут пли не будут жить в сознании читателя его герои, будут ли в нем яркие типические характеры. Пьеса без ясно очерченных характеров, взятых из самой жизни, дающих возможность познать объективный смысл явлений действительности, будет бесконфликтной и бездейственной.