Статьи
Новости
F.A.Q.
Библиотека

ОмГУ » Драматический театр » Значение Пушкина для историографии русского театра

Значение Пушкина для историографии русского театра

Значение Пушкина для историографии русского театра в том, что он ввел в нее проблемы большого социально-исторического и эстетического масштаба и заложил теоретические основы критического осмысления наследия XVIII века.

Начатое Пушкиным продолжил и завершил Белинский. Пушкин, говоря о необходимости переоценки эстетической ценности драматургов и поэтов XVIII века, сетовал: «Мы не имеем ни единого комментария, ни единой критической книги». Многочисленные статьи и высказывания Белинского о литературе, драматургии и театре XVIII века, взятые вместе, и составляют такую «критическую книгу».

Значение Белинского в этом отношении тем более велико, что статьи и наброски Пушкина были напечатаны намного позднее (план статьи о драме М. П. Погодина «Марфа Посадница» опубликован в неполном виде в 1841 году, наброски предисловия к «Борису Годунову» - в 1855 и 1884 годах). В сознании русского общества 30-40-х годов Белинский был и зачинателем и самым активным, даже яростным деятелем той эпохи, которую он сам назвал «эпоха критики и поверки старых авторитетов» 4. В 30-е годы главной задачей Белинского в оценке XVIII века и было ниспровержение «старых авторитетов». Страстность и нетерпимость критики Белинского во многом объясняются тем, что XVIII век был для реакционной критики и официозных кругов нормой и непревзойденным образцом и в этом качестве противопоставлялся прогрессивным явлениям современной литературы и театра. В первой большой и проблемной статье «Литературные мечтания» (1835) Белинский выступает против «литературной табели о рангах» и боязни говорить правду о «высоких персонах». В оценке русского классицизма критик оказывается единомышленником Пушкипа. Белинский считает русский классицизм лишь подражанием Европе: «...ни больше, ни меньше, как слабый отголосок европейского эха...». К театру эпохи классицизма, каким его видит критик, вполне применимо пушкинское определение «придворного театра» как холодного, изощренного и парадного искусства: «Искусство без чувства», это блаженные времена «наперсников, злодеев, героев, фижм, румян, белил и декламации»

Комментарии:

Оставить комментарий
Абитуриентам!

В настоящее время на факультете ведется обучение по пяти специальностям / направлениям:

  • Филология
  • Журналистика
  • Реклама и связи с общественностью (PR)
  • Издательское дело
  • Библиотечно-информационная деятельность

  • логин:
    пароль: