ОмГУ » Театральные горизонты » Значительность художественного произведения
Значительность художественного произведения
У Маяковского в его «Бане» пьесу заканчивает отрицательный персонаж, оставшийся на сцене в одиночестве. Воинственно настроенный Победоносиков «в смертельном оскорблении», с вызовом обращается к автору и к тем, кто сидит в зрительном зале: вы что же думаете, такие люди, как я, не нужны для коммунизма?..
В художественном творчестве, как и в действительности, возможны любые формы преодоления противоречий, но во всех случаях неизменной остается жизнеутверждающая основа их разрешения. Приходится признать, что особенно «не повезло» в выборе конфликта нашим сатирикам, представителям самого конфликтного, если можно так сказать, жанра драматургии. Когда в «Правде» появились слова о том, что нам нужны Гоголи и Щедрины, сразу Же нашлись авторы, весьма напоминавшие того самонадеянного юнца, о котором рассказывал когда-то Салтыков-Щедрин.
Однажды в редакцию «Современника» явился молодой человек, возымевший горячее желание отличиться па поприще обличения.
- Я желаю свистать,- заявил он без всяких предисловий.
- Свистите,- ответили ему.
- Но я желал бы знать - об чем свистать? - сказал этот молодой человек, мечтавший о лаврах Ювенала.
Случай этот припомнился Салтыкову-Щедрину, когда зло высмеивал он литераторов, лихо берущихся за острое оружие сатиры и не очень-то ясно представляющих себе, что же с этим оружием надлежит делать и какие идеалы отстаивать с его помощью.