ОмГУ » Театральные горизонты » Бесконфликтная драматургия
Бесконфликтная драматургия
Бесконфликтных пьес у нас сейчас как будто не встречается, но конфликт, положенный в основу пьесы, всего еще не решает. Дело не только в самом конфликте, но и в определенности точки зрения драматурга на этот конфликт, в органичном совпадении объективного смысла изображаемого и субъективной авторской оценки его. Далеко не всегда достигается это желаемое совпадение. Порой оказывается, что авторское увлечение изображением отрицательного явления совершенно заглушает в пьесе позитивное жизнеутверждающее начало, приводит к искажению жизненной правды. Бывает и так, что драматург находит интересную тему, значительный жизненный конфликт, но не находит и не показывает при этом интересных, значительных по своим характерам людей. Художественно не освоенная тема приобретает в пьесе самодовлеющее значение, и поэтому в развертывающемся действии не раскрывается жизнь героя во всей ее сложности и многообразии. Герою многого недостает, чтобы стать активным участником изображаемого конфликта, страстным защитником определенных убеждений и идей. Такая поверхностная односторонность в решении важнейших тем выдается порой за пример активного вторжения литературы в жизнь. На самом же деле это вторжение скорее походит на отстранение от жизни.
После того как «теория бесконфликтности» была раскритикована, стали появляться пьесы, изображавшие такие конфликты, которые очень легко укладывались в привычную схему, обозначенную как борьба нового, передового со старым, консервативным. Действительно, эта борьба определяет характер развития нашего общества. Но она не развивается по трафарету, лишь в простом иллюстративном сопоставлении положительного и отрицательного. От хорошо знающего жизнь писателя ждешь более глубокого проникновения в идейный смысл борьбы нового со старым, более поучительного раскрытия закономерностей общественного развития и его конкретных проявлений.