ОмГУ » Театральные горизонты » B. Розова
B. Розова
Так почему же развитие советской драматургии еще в недавнее сравнительно время - в сороковых годах - шло в очень значительной степени под знаком глубоко порочной «теории бесконфликтности»?
Бесконфликтная драматургия появилась не беспричинно. Она возникла на гребне великих, всемирно-исторических успехов социалистического строительства, с которыми были связаны самые светлые надежды и чаяния всего передового человечества. В сиянии этих беспримерных успехов, рожденных героическим и напряженнейшим трудом народных масс, их беспримерным революционным энтузиазмом, как бы уходили в тень и забывались все противоречия и трудности развития нашего общества, его неудержимого движения вперед. Так возникала реальная опасность благодушного, маниловского восприятия всего окружающего, той слащавой идеализации действительности, которая порождалась всей обстановкой культа личности.
Возвращаясь к недавнему прошлому, видишь, как неправда художественного творчества получала во многих случаях не только официальное признание, но даже и теоретическое обоснование. Ну разве, например, пропагандировавшееся некоторыми «теоретиками» положение о полном соответствии в социалистическом обществе производительных сил и производственных отношений не настраивало иного художника на самое благодушное восприятие действительности, не приводило его к мысли о том, что тема каких-либо общественных противоречий и столкновений оказывается для художественного творчества уже изжитой? Ведь достижение полного соответствия производительных сил и производственных отношений означало бы, по существу, не что иное, как конец движения общества вперед, отрицание каких-либо конфликтов и противоречий в процессе его развития.