ОмГУ » Театральные горизонты » Критика, занимающаяся вопросами драматургии
Критика, занимающаяся вопросами драматургии
Для пьесы мало лишь назвать героя народным избранником в верховном органе власти. Вслед за этим хочется видеть в развертывающемся действии широту государственного мышления передового рабочего наших дней, хозяина великой страны. Но Григорий Карпов вряд ли может заинтересовать своими мыслями и раздумьями. Ему как раз и не хватает богатства духовного содержания.
Для пьесы мало также заставить героя писать лирические стихи. Если у него действительно возникает органическая потребность выразить в стихах свои чувства, то, значит, ему свойственно поэтическое восприятие окружающей действительности, большая эмоциональная взволнованность. Но эта лирическая особенность мировосприятия героя опять-таки оказывается не показанной ни в его дальнейших поступках, ни в мыслях, ни в отношениях с другими действующими лицами пьесы.
Автор стремился выявить многогранность характера своего современника, но в осуществлении этого замысла он обходится внешней иллюстративное. Это и порождает ощущение неполноты характера. Преднамеренная иллюстративность неизбежно сказывается и на художественных и на идейных достоинствах литературного произведения.
Горький показал своего Нила в ограниченном мирке озлобленного и дикого мещанства, в условиях рабского, эксплуататорского строя. Но как понимал и чувствовал его Нил красоту труда, неодолимую силу рабочих рук, как поднимала его вера в торжество дела рабочего класса! И как проигрывает при сравнении с ним такой же молодой рабочий Григорий Карпов, живущий в наше, советское время. Он оказывается духовно беднее Нила, хотя автор и приписывает ему самые лучшие качества. Вот наглядный пример того, какой большой бедой является в нашей драматургии иллюстративность в изображении жизни нового героя.