ОмГУ » Театральные горизонты » Искусство жизненной правды
Искусство жизненной правды
Однажды «Комсомольская правда» посвятила свою передовицу молодой свердловской канцеляристке, ушедшей из учреждения, в котором она работала, на строительство завода железобетонных конструкций. Девушка не только не растерялась в новой и трудной для нее обстановке, но сумела вскоре очень хорошо проявить себя, стала на стройке бригадиром, всеми уважаемым человеком. Об этом можно было бы написать пьесу. Но она оказалась бы пьесой-однодневкой, если бы драматург изложил в своем произведении лишь протокольную сущность данного жизненного факта. Сохраняя верность жизненной правде, он рассказал бы о том, как комсомол обратился к молодежи с призывом пойти на строительство заводов железобетонных конструкций, как она ответила на этот призыв, какое большое народнохозяйственное значение имеет строительство этих заводов. Таких пьес, в которых все ограничивалось лишь внешней верностью жизненному факту, внешним правдоподобием, немало появлялось на нашей сцене. Они только обедняли тему современности, толковали ее поверхностно п крайне односторонне. За конкретным фактом действительности не видно было жизни страны, в нем не раскрывался характер современника.
Подобная примитивность в творчестве ведет к созданию посредственных произведений, лишенных волнующего содержания. Сам по себе факт ухода девушки из канцелярии на строительство вряд ли способен увлечь и заинтересовать зрителя. Но если этот факт послужит драматургу основой темы о жизненном призвании молодого человека нашего времени, о поисках и выборе им своего жизненного пути, о выполнении своего гражданского долга, тогда пьеса, несомненно, привлечет к себе внимание значительностью содержания. Талантливая пьеса о призвании юности, становлении характера способна будить мысль, волновать и трогать зрителя. Может быть, до решающего шага в своей жизни свердловская канцеляристка ничем внешне не выделялась среди своих подруг, и, возможно, в ее учреждении были куда более примечательные девушки. Художник и призван увидеть, угадать в обыденной, каждодневной жизни прекрасное в характере советского человека. Он обязан показать, объяснить, как происходит формирование характера нового человека, выработка в нем сознания достойного представителя социалистического общества.