ОмГУ » Театральные горизонты » Схематизм иллюстративности
Схематизм иллюстративности
Критик А. Караганов справедливо заметил однажды, что «талантливому изображению жизни предшествует талантливое к ней отношение». Вот этого талантливого, подлинно творческого отношения художника к предмету изображения и не хватает в пьесе «Одна», построенной по схеме чисто иллюстративного изображения действительности. Надо отдать должное автору: в последующих его пьесах - «Все остается людям», «Палата» - ужо пре-одолевается порок иллюстративности, чувствуется авторское стремление закрепиться на более активных позициях творчества.
И все же поверхностная иллюстративность но-прежнему характерна для ряда пьес на бытовые, семейные темы. Вина здесь не только драматургов, легко за-бывающих порой об огромной общественно преобразующей роли литературы. Эту вину вместе с ними разделяют и те театры, которые далеко не всегда подходят взыскательно и строго к отбору пьес на волнующие жизненные темы.
Мелкотемье чаще всего дает о себе знать там, где снижается или вовсе отвергается критерий высокой художественности творчества.
Чего, например, можно было ожидать от пьесы того драматурга, о котором рассказывал однажды читателям «Литературной газеты» артист А. Борисов? Вот как описана им случайная встреча с одним автором:
«Я поинтересовался, над чем он сейчас работает.
- Недавно закончил сценарий о связи науки с производством, а теперь собираюсь в творческую командировку,- ответил он.- Хочу поехать на Ангару, подбирать материал для новой пьесы.
- Какова ее тема? - спросил я.
- О строителях новой гигантской электростанции,- вполне серьезно ответил человек, не первое десятилетие работающий в драматургии.