ОмГУ » Театральные горизонты » Показное бодрячество
Показное бодрячество
По такому же точно принципу строится и характеристика Линды - эвакуированной из Таллина сотрудницы эстонского Совнаркома. По первому впечатлению - это беспечное, пустое и легкомысленное существо. Словно не понимая всего трагизма положения, она распевает романсы, танцует, пьет итальянский вермут, заявляет о том, что для нее нет ничего страшнее на свете потери комфорта. Действующие лица говорят о ней: «Что это за белая вошь?», «В гражданскую войну я б такую увидел - к стенке...», «Пошлая мещаночка!.. Наслушалась белоэмигрантских теноров в ревельских кабаках», «... такие женщины, как вы, для меня не существуют,,.» Словом, все усилия автора направлены к тому, чтобы зрители и не подумали о положительном отношении к этой девушке. А в действительности она заслуживала - это выясняется уже в самом конце пьесы, когда приходит весть о ее смерти,- глубочайшего уважения. Линда была смелой разведчицей, не раз пробиралась в тыл к фашистам и сложила свою голову во имя победы отчизны. И нет ее вины в том, что ей пришлось так неумно маскировать свою разведывательную деятельность. Подобные метаморфозы потребовались автору, чтобы в различных аспектах затронуть тему доверия к человеку.
В решении этой темы ему изменило чувство времени, хотя он и стремился подняться до уровня требований нашей современности, показать, насколько шире стал его идейный кругозор, обогащенный тем новым, что вошло в нашу жизнь после XX съезда партии.
Это и привело драматурга к неизбежной модернизации недавнего прошлого, к нарушению правды времени. Опыт литературы и искусства знает немало примеров, когда художник в далекой истории искал сюжеты, темы и образы, чтобы высказать свое отношение к современности, живо откликнуться на насущные запросы сограждан, раскрыть им смысл происходящих событий. Это обращение к прошлому, к пережитому народом оправдывало себя лишь в том случае, если изображаемое автором оставалось в границах истории, не подлаживалось искусственно и преднамеренно под современность. Нарушение этого условия, думается, и объясняет непреодоленную противоречивость замысла «Гостиницы «Астория». Рационально построенная схема оказалась для автора важнее правды жизни, правды истории. Его увлекла на этот раз ложно понятая острота, ложно понятая актуальность современной темы.