ОмГУ » Театральные горизонты » Время действия пьесы
Время действия пьесы
Призыв к более активному выражению гражданского пафоса творчества, его партийности никак не продиктован стремлением нивелировать облик наших драматургов, заставить всех их говорить одинаково громкими голосами. Но, при всем многообразии и богатстве творческих индивидуальностей, не должно ли каждого из них непременно отличать острое, никогда не остывающее чувство современности?
Горький и Чехов почти одновременно вошли в русскую драматургию и появились в репертуаре Художественного театра. В первых же своих пьесах, поставленных на его сцене, и в «Чайке» и в «На дне», оба они одинаково сильно выразили чувство времени, вызвали живейшие отклики в сознании своих современников. Но какими разными талантами они при этом оставались, как по-разному звучали их неповторимые голоса! В творческом облике двух духовно близких драматургов-соратников было куда больше различий, чем непосредственного сходства художественной манеры выражения своих мыслей и чувств.
Чувство времени - это то качество истинного художника, которое необходимо ему, чтобы идти в передовом строю своих современников, в полной мере удовлетворять их духовные запросы, быть активнейшим и необходимым соучастником общественной жизни. «Острое чувство современности,- говорил старейший советский скульптор С. Коненков,- нам надо развивать в себе как суть своего призвания». Ослабление этого чувства неизбежно сказывается на творчестве.