ОмГУ » Театральные горизонты » О неопределенности авторских позиций
О неопределенности авторских позиций
Почему же так происходит? Почему в пьесе со всей очевидностью обнаруживается нарочитая неопределенность, чуть ли не извинительность в осуждении отрицательного? Виной тому, думается, является прежде всего склонность автора к слишком сентиментальной окраске изображаемого.
О неопределенности авторских позиций говорилось уже не раз. Весьма нелицеприятно было сказано об этом и на Втором Всесоюзном съезде советских писателей в докладе А. Корнейчука. Можно вспомнить, как отзывался о «Годах странствий» А. Фадеев. В своих «Заметках о литературе» он писал: «Автор выбрал для эпиграфа такие слова: «Куда уходят все дни? (из вопросов детей)». И весь художественный строй пьесы наталкивает на вывод: дни героев проходят, не оставляя следа... Невольно возникает вопрос: что же хотел сказать автор, во имя чего написана пьеса?»
Нет ничего тревожнее для художника, когда по поводу его произведения возникает этот вопрос: во имя чего?..
Когда задается такой вопрос,- а он был и в других статьях и выступлениях,- автору нельзя от этого отмахиваться. Ему приходится серьезно подумать над тем, почему же его произведения заставляют говорить о неопределенности гражданских позиций автора.
После того как появились на сцене «Годы странствий», драматург предложил театрам в несколько обновленном виде свою старую пьесу «Домик на окраине». Она дает все основания продолжить начатый разговор. Ведь и здесь то хорошее и талантливое, что есть в пьесе, снова портит слезливая чувствительность.