ОмГУ » Театральные горизонты » Передовые советские драматурги
Передовые советские драматурги
Мы не говорим так, боясь обидеть писателя, затронуть его самолюбие, и тем самым даем ему возможность наносить обиду читателям и зрителям. Ведь именно слабость драматурга и приводит к тому, что в иных пьесах так сильно проявляется снисходительный, претенциозно-поучающий тон, надоедливое разжевывание общеизвестных положений, как будто жизненный опыт зрителя ничуть не больше жизненного опыта воспитанника детского сада. Драматургия тривиальных, прописных истин и протокольных фактов - прямое следствие ограниченности авторского кругозора, доказательство того, что у автора нет даже элементарной культуры философского мышления.
Наша критика много и настойчиво по установившейся инерции говорит о том, что писатель обязан хорошо знать жизнь. Но при этом мы как-то не задумываемся, чем же и как определяется писательское знание жизни. Чаще всего показателем этого знания оказываются для нас те непосредственные впечатления, которые драматург получает во время кратковременного выезда «на натуру», или же знакомство его с некоторыми конкретными житейскими фактами. Таких впечатлений и фактов, может быть, и достаточно для беглого путевого очерка, но крайне мало для большого искусства. Глубокое понимание идейного, исторического смысла жизненных процессов, дар глубокого обобщения, умение выявить и правильно выразить в своем творчестве ведущие тенденции общественного развития - вот чем определяется писательское знание жизни. Но для того, чтобы достичь глубины проникновения в изображаемые жизненные явления, верно их осмыслить и обобщить, и необходимо настойчиво развивать в себе партийную широту и смелость взгляда на жизнь. Коммунистическая идейность, твердая принципиальность позиций партийности открывают таланту путь к большим художественным высотам.