ОмГУ » Драматический театр » Опыт обзора историографии русского театра
Опыт обзора историографии русского театра
Деятельность придворного театра, знакомство русского общества с новыми для него сценическими жанрами оперы, балета, трагедии, гастроли многочисленных иностранных трупп, распространение любительского театра в дворянских и демократических кругах- все это свидетельствовало об огромном и все возрастающем интересе к театру в различных социальных слоях общества. А театр был новым, новым и по содержанию и по форме. Нужно было помочь зрителю сориентироваться в общих вопросах: что такое театр, чему он служит. Надо было объяснить природу и особенности различных жанров и видов. На эти вопросы отвечали статьи, публиковавшиеся в течение 30-х годов в академическом журнале «Примечания к Ведомостям». Мы не имеем прямых откликов современников на эти статьи, но сам факт их появления примечателен. Можно с уверенностью предположить, что они не только просвещали публику, но и оказали определенное влияние на идейные и эстетические принципы того поколения, силами которого был создан русский национальный театр. Нельзя не согласиться с мнением Беркова, писавшего: «...статьи в «Примечаниях», читавшихся в те годы очень внимательно, несомненно были материалом, который влиял на формирование драматической эстетики дворянского зрителя, и нельзя даже предполагать, что эти статьи прошли мимо внимания тогдашнего кадета Сухопутного шляхетного корпуса Александра Сумарокова, в будущем выдающегося поэта, драматурга и театрального деятеля, «отца российского театра» .
Материалы, опубликованные в «Примечаниях», носили общий историко-теоретический характер и непосредственно истории русского театра не касались. Появление работ на эту тему, вероятно, было связано с созданием в Петербурге и Москве постоянных русских театров и активной деятельностью их в 50-60-х годах.
Первым историком русского театра был Якоб Штелин, воспитанник Лейпцигского университета, один из крупнейших искусствоведов своего времени. Научные интересы и сфера деятельности Штелина были широкими и разнообразными: он занимался музыкой, изобразительными искусствами, историей, географией, элоквенцией и поэзией, был близок к театру.