ОмГУ » Актерские портреты » Конфликт спектакля
Конфликт спектакля
Я все время помню, - говорит Аз. Агрба, - что в драматическом произведении, по словам великого Горького, люди показываются в такой напряженный момент их жизни, когда с наибольшей силой проявляются все качества их характера. Вот об этом я подумал, когда приступил к работе над образом Харитонова. Актер в этом образе увидел духовно богатый человеческий характер. Его Харитонов заботливый командир, опытный, прямой и умный коммунист. Когда требует дело, он очень суровый и требовательный. В Харитонове Аз. Агрба старается подчеркнуть его отношение к людям, умение слушать и присматриваться к подчиненным, приказывать и ободрять.
И вот совершенно иной, я бы сказал, прямо противоположный характер создает актер в спектакле по пьесе Совесть Д. Павловой (режиссер М. Мархолиа). Прошин-Агрба хитроумный, жестокий человек. Он всячески старается смести со своей дороги любые препятствия и преграды. Он своевременно принял все меры для поднятия своего авторитета: завязывает хорошие отношения с вышестоящими партийными руководителями, особенно с секретарем райкома Якимовым. При первом же столкновении Прошина с Мартьяновым он старается поставить своего соперника в тяжелое положение. Прошин-Агрба борется, у него немало друзей и в своем коллективе, которые составляют надежную опору начальнику. И эта борьба двух сил все больше и больше развивает конфликт самого спектакля.
Аз. Агрба делает своего героя мягким, даже обаятельным, когда это необходимо для него самого. Актер очень умело подчеркивает неустанность и принципиальность своего героя для достижения полной победы над своим соперником. Прошин-Агрба борется до конца, пока не одержит победу. А если же он видит, что проигрывает, то умеет ловко ретироваться, прикрывая свое отступление хитроумными, напыщенными фразами. В финальной сцене актер делает своего героя не жалким и сломленным, а, наоборот, все еще не верящим в свое полное поражение.