ОмГУ » Актерские портреты » Многоликий образ живучего мещанства
Многоликий образ живучего мещанства
Она страстно желает выдать своих дочерей замуж за богатых людей. А для того, чтобы осуществить задуманное, она вертится, как белка в колесе. И в итоге предлагает комнату в своем доме вновь прибывшему председателю колхоза, авось клюнет на ее удочку.
С какой заботливостью, с какой радостью и с какой робостью встречает она пришедшего председателя Леуа (арт. Н. Чиковани). Иаза-Шакирбай не знает, куда посадить его, чем угодить ему. В этой сцене актриса подчеркивает хитрость и лицемерие своей Иазы. Не менее убедительна сцена, когда Иаза-Шакирбай решается выпросить у Леуа справочку об освобождении из колхоза ее дочери. Она заранее подготовилась к этому важному разговору. Накрыла стол и, пригласив гостя, уселась с ним. Стараясь развеселить его, хохочет сама. Затем, выбрав удобный момент, выкладывает свою просьбу. Получив отказ, она сразу меняется, но, сделав над собой усилие, старается выглядеть так, будто ничего не случилось. И стоило только Леуа уйти, как она начинает поносить на чем свет стоит того, которого несколько минут назад потчивала как дорогого гостя.
Две комедии два разноплановых произведения В. Макаенка и Ш. Чкадуа, безусловно, написанные очень талантливо Но не менее талантливой оказалась и актриса Шакирбай, которая сумела раскрыть своеобразие и, вместе с тем, общность однотипность главных героинь, этих двух мещанок. Творческое чутье и гражданское самосознание актрисы помогли ей создать многоликий образ живучего мещанства, который подвергается беспощадному осмеянию.
Одна из первых актрис абхазского советского профессионального театра, ныне народная артистка ГССР и Абхазской АССР, Екатерина Шакирбай отдала театральному искусству сорок с лишним лет.
В чем смысл человеческой жизни? Какую пользу приносит он обществу? Вот тот главный вопрос всей ее творческой деятельности, на который актриса отвечает мыслями и поведением своих героинь.