ОмГУ » Драматический театр » Крутицкий
Крутицкий
Несмотря на то, что режиссура приобретала все большее значение в театре, термин «режиссер» во второй половине XVIII века почти не употреблялся. Правда, в «Определении» (1791), то есть приказе «директора над зрелищами и музыкою», говорится о должности главного режиссера, поэтому можно предположить, что понятие «режиссер» уже существовало. Фактически же режиссура, естественно, была, были и режиссеры.
Обычно функции режиссеров выполняли авторы или первые актеры. Режиссером-автором был Сумароков.
Первым режиссером из актеров был Федор Волков, блеснувший незаурядным талантом режиссера-постановщика в организации всенародного маскарада «Торжествующая Минерва».
Выдающимися представителями двух разновидностей русской режиссуры являются Фонвизин и Дмитревский, кстати, тесно связанные дружбой и взаимными интересами в театральной области.
Дмитревский прошел большую школу, ставя «классические» трагедии и играя в них главные роли. Стремление к ясности и четкости решения спектакля, великолепное умение найти на все роли исполнителей, максимально подходящих для них, хорошее знакомство с режиссурой французского и английского театров - все это ставило Дмитревского-режиссера на первое место. В работе над спектаклем он исходил из правила, «что согласие в разыгрывании пьесы есть душа пьесы...» - как писал младший современник Дмитревского, драматург и критик Н. Ильин. По его словам, Дмитревский «знал, что всякое драматическое сочинение должно быть сыграно подобно концерту, в котором тоны различных инструментов так искусно слажены, что составляют одно целое, пленяющее слух и восхищающее сердце и душу». Интересны и содержательны мысли Дмитревского о законах театра и драмы: «Искусство требует, чтобы каждое явление вмещало в себе особенное действование, соответствующее целости трагедии; чтобы каждое лицо, а особливо главное входило и выходило на театр с ясными и несумнительными для зрителя причинами Мельпомена почитает великим пороком уведомлять зрителей о том, что вперед будет. Она непременно требует, чтобы деяния ее родились в неожиданной нечаянности и в поражениях театральных, именуемых coup de theatre.