ОмГУ » Драматический театр » Волков - режиссер
Волков - режиссер
Однако здесь воспроизведение похоронного обряда служит не религиозной теме - оно использовано как прием, свидетельствующий о коварстве сенатора и недостойном поступке короля.
Эта сцена вызывала сочувствие к жертвам обмана. В то же время сцены, изображающие войны и свержение одного монарха другим, даны совершенно в духе соответствующих эпизодов народного театра: король шведский подходит к сидящему на троне королю датскому и объявляет ему войну. Король датский, «восстав с престола», бьется со своим врагом, а тот, победив его, садится на датский престол. То же можно найти в режиссерских, ремарках «комедий» о графе Фарсоне, о царе Кире и других. Вероятно, не только школьный театр, но и представления «охочих комедиантов» подготовляли переход к новой стадии развития режиссуры в России.
В середине XVIII века появляется русский национальный театр. В новую фазу вступает и режиссура. Ей, как и театру в целом, было суждено в минимальный исторический срок пройти большой и сложный путь - она должна была освоить богатый опыт режиссуры наиболее передовых стран Запада и применить его к решению задач, стоявших перед русским театром. Русский национальный театр сложился в эпоху Просвещения,, когда театр стал рупором просветительских идей. Для русского театра нужна была режиссура, которая, располагая цельной системой приемов и средств, могла бы воплотить в спектакле просветительские идеи. Поэтому развитие режиссуры в эту эпоху проходило под воздействием идейно-эстетических принципов просветительского классицизма, проникнутого пафосом утверждения законов разума и природы и прав человека.
Театральная эстетика классицизма требовала подчинения всех выразительных средств театра одной цели: раскрытию в спектакле главной мысли пьесы. В связи с этим возникало представление о художественной целостности спектакля. Теоретики классицизма сравнивали спектакль с музыкальным произведением, цельность и полнозвучие которого достигается слаженностью исполнителей.