ОмГУ » Драматический театр » Режиссура «слезной комедии», «мещанской драмы» и комической оперы
Режиссура «слезной комедии», «мещанской драмы» и комической оперы
Много внимания Ланг уделяет режиссуре и режиссеру, которого он называет хорегом. Вот его требования к режиссеру-хорегу: «Кроме природной ловкости, без которой в этой области ничего не поделаешь, хорег должен быть раньше всего поэтом (художником в общем смысле этого понятия.- Б. А.) у него должна быть яркая фантазия или воображение; он должен быть большим психологом, выдающимся актером и опытным ремесленником Если же сверх того он знает музыку и живопись, - то он будет вполне на высоте» Дальше Ланг развивает эти мысли: «Поэтом он должен быть для понимания искусства и законов, установленных старыми мастерами. Он должен быть одарен поэтическим талантом, чтобы уметь находить остроумные перипетии и завязки, которые делают комедию и трагедию занимательной и приятной Дар воображения должен хорегу подсказывать образы вещей, лиц, сценических движений и положений, без которых все будет нетвердо, расплывчато и нестройно Он должен быть психологом, чтобы знать, что такое душевные движения, откуда они происходят, как их надо вызвать, развивать и направлять Хорег должен быть актером и лично знать правила сценической игры и он должен не только знать их, но и уметь показать на примере»
И, наконец, считает Ланг, хорег должен знать, как делается та или иная вещь, нужная для сцены или для спектакля, и даже должен сам уметь это сделать: «Просты и грубы те, которые не умеют ни гвоздь вбить в стенку, ни брус распилить».
Режиссура школьного театра оказала заметное влияние на последующее развитие русской режиссуры. В этом отношении интересен театр «охочих комедиантов», где приемы школьной режиссуры применялись к светской драматургии - к инсценировкам авантюрных повестей и романов. Здесь происходила своеобразная секуляризация школьной режиссуры, из которой выбирались приемы, нужные для постановки пьес, по духу своему прямо противоположных религиозно-дидактической школьной драме. Элементы школьной режиссуры в постановках «охочих комедиантов», сочетаясь с приемами народного театра, приобретали иное звучание. Так, в «Комедии об Индрпке и Меленде» влияние школьного театра явно ощущается в сцене мнимых похорон Меленды: «Меленду понесут и «Святый боже» по-латыне запоют: «Санкте деус, санкте фортис, санкте имморталес» .