ОмГУ » Драматический театр » Режиссура «классического» театра
Режиссура «классического» театра
Грегори, как известно, был знаком с режиссурой так называемого театра «английских комедиантов» и школьных представлений, Чижинский принес на русскую сцену опыт украинского школьного театра.
Характер режиссуры придворного театра XVII века можно представить по текстам пьес и ремаркам, данным об изготовлении Декораций, бутафории и костюмов. Выпуску спектаклей предшествовали репетиции, о проведении которых, к сожалению, ничего не известно. Режиссура спектаклей должна, была выявить идейный смысл постановки, призванной воспеть мудрость, силу и славу царя Московского государства.
Этой задаче служило не только исполнение пьесы, но и специальные прологи и эпилоги, обращенные непосредственно к царю. Большое значение в режиссерском решении спектаклей имели всякого рода эффекты, пушечная стрельба, удары грома, военные действия, изображение сцен из придворной жизни, убийства, казни и пр. В режиссуре того времени можно различить приемы театра «английских комедиантов», школьного театра и народного фарса.
В истории русской режиссуры большое значение имела режиссура школьного театра, который пользовался опытом украинского и польского театра. Русский школьный театр, как уже говорилось выше, возник в Москве, а затем получил широкое распространение в провинциальных духовных учебных заведениях.
Школьная режиссура конца XVII и начала XVIII века стояла на высоком профессиональном уровне. Она широко пользовалась режиссерскими приемами театров античного и средневекового, театра эпохи Возрождения и барочного театра XVII века. Вопросы театра, в частности режиссуры, были детально разработаны деятелями школьных театров.
В работе немецкого драматурга и теоретика Ланга «Рассуждение о сценической игре», изданной в 1727 году, были сформулированы основные положения теории и практики школьного театра. Сочинение Ланга как бы подводило итог всему сделанному в этой области и обобщало те правила, которыми широко пользовались в русском школьном театре.