ОмГУ » Драматический театр » Лучшие актеры конца XVIII века
Лучшие актеры конца XVIII века
Он верно понимал сущность характеров изображаемых им лиц, а его великолепное искусство комика-импровизатора придавало созданным им образам особую выразительность и остроту внутреннего и внешнего рисунка роли.
Его называли «паяцем» и «Арлекином». Но это не значит, что он подражал итальянской народной комедии. Ведь и герои русских народных фарсов легко приняли имя популярной маски.
Арлекин - Херликин стал любимейшим персонажем народных площадных представлений и даже перешел в комедии Сумарокова.
Паясом (то есть паяцем. Б. А.), и притом именно русским паясом, назван Ожогин в одном из стихотворных посланий:
Смешон он был игрой и рожею, На всех поясов схожею; Да нечужой пояс он был, Не знал замашки водевильной, По-русски с русскими шутил....
В спектаклях, где выступал Ожогин, возникала атмосфера площадного представления, смелой импровизации и буффонады, окрыленных вольной стихией народного смеха.
Любитель и знаток старого театра Макаров, видевший Ожогина, вспоминал:
«Чудак этот любил иногда, вдруг, неожиданно выскочить из-под опущенного уже занавеса, и выскочив, любил сделать прыжок, гримаску, погрозить на свою (курсив мой. - Б. А.) публику; она останавливалась (даже, если расходилась) и тут же помирала со смеху».
По словам того же автора, «великое веселье тоже бывало, если на занавесе оставалась какая-нибудь скважина; через нее свои фигли-мигли, пел кукареку, лаял собакой и проч. и проч. И все-то это к нему шло, как говаривали, и все-то это, не знаю, скоро ли бы еще устало нравиться народу!».
Репертуар Ожогина в полной мере нам неизвестен, но он был достаточно обширен и разнообразен. Актер играл комические роли в драмах, в комедиях и комических операх, где, несмотря на глуховатый тембр голоса, он «неподражаемо» пел. Он умел вызывать восторг и смех зрителя, выступая и в русской її в переводной драме.