ОмГУ » Драматический театр » Драма Екатерины II «Из жизни Рюрика»
Драма Екатерины II «Из жизни Рюрика»
Пьеса о неудачном мятеже, очевидно, как и одна из драм нет-1 ровского времени, должна была доказывать «гнусность возмущения и бедственный всегда конец оного» . По всей вероятности, «Рюрику» придавалось большое политическое значение. Известно, что Екатерина II давала пьесу в рукописи на прочтение Потемкину, который делал в ней поправки.
Пьеса Екатерины II лишена каких бы то ни было художественных достоинств. Отсутствие драматического конфликта ведет к тому, что пьеса превращается в ряд отдельных, механически связанных между собой картин. Написана она обычным для произведений Екатерины II бледным и невыразительным языком. Произведение императрицы, претенциозно заявлявшей о своем новаторстве и отказе от «сохранения феатральных обыкновенных правил», в действительности было явлением архаическим. Своим сухим дидактизмом и безжизненностью пьеса напоминает худшие образцы школьной драмы.
В 1790 году с большой помпезностью и богатством была поставлена в Петербурге вторая драма Екатерины, продолжавшая в идейном отношении линию «Рюрика» и называвшаяся «Начальное управление Олега». Однако попытки императрицы взять в свои руки инициативу в области политической трагедии оказались неудачными.
Общественный подъем, вызванный нарастанием антифеодального движения в России, еще усилился в конце 80-х годов под влиянием Великой французской революции, оказавшей большое воздействие на русскую общественную мысль, литературу и театр.
Страх перед революцией и возможностью повторения крестьянской войны заставлял многих политических и литературных деятелей отказываться от былого «вольнодумства», либерально-просветительных идей. На этот путь еще в 70-е годы вступил Херасков, перешедший от тираноборческих трагедий к «слезным драмам». В 1798 году Херасков выпустил в свет трагедию «Освобожденная Москва», в которой прославлял русское самодержавие и династию Романовых. Изменил свои взгляды и бывший «вольтерьянец» Николев. В Собрание сочинений, вышедшее после французской революции (в 1795- 1798 годах) и наполненное хвалебными одами в честь Екатерины II и всего «царского дома», Николев не включил своих лучших произведений- «Розана и Любим» и «Сорена и Замир».