Статьи
Новости
F.A.Q.
Библиотека

ОмГУ » Драматический театр » Стремление к наибольшей доходчивости политического содержания

Стремление к наибольшей доходчивости политического содержания

Патриотическое и тираноборческое содержание трагедии, доступность и яркость ее художественной формы сделали ее одним из популярнейших произведений русской драматургии в театре конца XVIII - начала XIX века. По словам Глинки, после первого представления «Росслава», «восхищенные зрители с торжественными рукоплесканиями вызывали поэта, и это было началом вызовов сочинителей драматических» .

Нарастающий успех произведений передовой русской драматургии на сценах публичных театров вызывал тревогу в правящих кРУгах. Театр все в большей мере становился мощным рупором прогрессивиых общественных идей и настроений, рожденных подъемом антифеодального движения. Стремясь направить развитие русской трагедии по иному руслу, Екатерина в 1785 году заказала Княжнину трагедию об императоре Тите. Образ мудрого римского императора уже неоднократно был использован драматургами для создания панегирических пьес, прославляющих под именем Тита того или иного монарха. Однако трагедия «Титово милосердие», написанная Княжниным, не принадлежит к их числу. Пафос пьесы заключался отнюдь не в воспевании добродетелей Екатерины. Трагедия Княжнина говорила, каким должен быть монарх, чтобы иметь право называться «отцом отечества». Устами мудрого Тита Княжнин напоминал о ничтожестве царского величия, если оно сопряжено с притеснением народа. В словах Тита звучало осуждение тех монархов, которые окружены льстецами и не знают правды о жизни «подвластных»: ...всегда я помню то, Что все мое величие ничто. Когда подвластные стенают. Вы мрак моей рассейте слепоты, Откройте мне народа тяготы, Которы власть монархов обвиняют.

Трагедия утверждала, что за зло, творимое в стране, отвечает царь:

Коль, видя зло, монарх его не отвратил, Он тем один против народа погрешает...

Княжнин вывел действие за пределы традиционного для «классической» трагедии царского дворца на улицы и площади. Нарушение строгой формы «классической» драмы проявилось и в замене александрийского стиха разностопным ямбом, во введении в трагедию хоров и танцевальных сцен.

Комментарии:

Оставить комментарий
Абитуриентам!

В настоящее время на факультете ведется обучение по пяти специальностям / направлениям:

  • Филология
  • Журналистика
  • Реклама и связи с общественностью (PR)
  • Издательское дело
  • Библиотечно-информационная деятельность

  • логин:
    пароль: