ОмГУ » Драматический театр » «Сорена и Зампр» Николева
«Сорена и Зампр» Николева
В течение 60-90-х годов XVIII века продолжает развиваться русская «классическая» трагедия. Обличение монарха-тирана, вопрос о правах царей и граждан - эти проблемы политической трагедии приобретали большую актуальность в обстановке усиливающегося антифеодального движения. Крестьянские восстания заставляли авторов трагедий все в большей мере связывать судьбы героев с судьбой народа. Жанр трагедии разрабатывался преимущественно дворянскими писателями, критиковавшими «самодержавство» Екатерины II с позиций идеологов просвещенного абсолютизма. Авторы трагедий были далеки от сочувствия революционным идеям. Но в то же время эти люди, воспитанные в духе идей просветительской философии, искренне считали себя врагами деспотизма и защитниками интересов нации. Не все они были последовательны в защите гуманных идеалов. Некоторые, напуганные ростом народно-освободительного движения, переходили к безоговорочной поддержке ранее осуждавшегося ими деспотизма. Но в общем политическая трагедия представляла собой яркое прогрессивное явление в общественной и театральной жизни страны. Лучшими образцами политической трагедии последних десятилетий XVIII века являются трагедии драматургов Николева и Княжнина.
Политическое мировоззрение Николая Петровича Николева (1758-1815) сформировалось в кругу дворянской аристократии, группировавшейся вокруг Никиты и Петра Паниных. Восемнадцатилетним юношей Николев написал комическую оперу «Розана и Любим», проникнутую осуждением помещичьего произвола.
В 1784 году им была написана трагедия «Сорена и Замир», в которой отразилось нараставшее в широких кругах русского общества враждебное отношение к самодержавию Екатерины II.
Следуя традиции русского классицизма, Николев стремится придать своей трагедии исторический колорит. Но историзм этот крайне условен. Герои и события пьесы вымышлены. Русский царь Мстислав, покорив половцев, воспылал страстью к жене половецкого князя Замира. В образах Сорены и князя Замира Николев рисует не только идеальных любовников, но и героев, которые, выполняя свой патриотический долг, готовы отдать жизнь за свободу отечества.