ОмГУ » Драматический театр » Эпизод
Эпизод
Некоторые особенности построения пьесы связаны со специфическими чертами спектакля времен классицизма. Так, например, все действия, кроме последнего, кончаются уходом действующих лиц со сцены: это вызвано тем, что занавес после окончания действия не опускался. Есть в пьесе указания на излюбленные «классическим» театром мизансцены вдоль рампы. Так в конце четвертого действия построена сцена разговора между Стародумом, Простаковой и Скотининым:
Г- жа Простакова (Стародуму). Ну, мой батюшка! Ты довольно видел, каков Митрофанушка?
Скотинин. Ну, мой друг сердечной! Ты видишь, каков я? Стародум. Узнал обоих, нельзя короче. Скотинин. Быть ли ж за мною Софьюшке? Стародум. Не бывать.
Г-жа Простакова. Жених ли ей Митрофанушка? Стародум. Не жених. Г-жа Простакова ) За чем дело стало? Скотинин /А что б помешало?
Стародум (сведя обоих). Вам одним за секрет сказать можно. Она сговорена. (Отходит и дает знак Софье, чтоб шла за ним.)
Эпизод вполне отвечает сценическим требованиям «классического» театра. В нем проявляется присущее классицизму стремление к симметрии, выраженное здесь в распределении реплик и в расположении персонажей на сцене: быстрый обмен симметрично чередующимися репликами, и Стародум, очевидно, взяв под руки стоящих по бокам Простакову и Скотинина, выводит их к рампе, сводит их между собой и произносит свою заключительную фразу,. Традиционная для «классического» спектакля фронтальная мизансцена блестяще использована для осмеяния Простаковой и Скотинина, которые, услышав «секрет» Стародума, растерянные и огорченные стоят перед смеющимся зрительным залом, в то время как Стародум и Софья уходят со сцены.
«Недоросль» был первым произведением рождавшегося русского реализма. Убедительность содержания комедии была обусловлена тем, что она верно отражала русскую действительность. Знакомые каждому зрителю или читателю образы помещиков и их дворовых, условия их жизни, многочисленные детали их быта, казавшиеся выхваченными из жизни, приобретали в комедии новый смысл, представляя собой обобщение и типизацию огромного жизненного материала.