ОмГУ » Драматический театр » Реалистический метод
Реалистический метод
Просветители защищали «естественные права» человека, исходя из гуманистического признания ценности личности. Это вело к углубленному вниманию к духовному миру человека, к постижению сложности и многосторонности характеров и их обусловленности социальными и национальными обстоятельствами. Так возникло понятие о типичных характерах, сочетающих в себе единство общего и индивидуального. Просветительский реализм ставил задачу изображения не человека вообще и не человека, воплощающего в себе понятия добра или зла, разума или эгоистических страстей. Из человеческой личности под воздействием среды и условий жизни может сформироваться и то и другое. Поэтому просветительский реализм ставил задачу правдивого и обличительного изображения жизненного уклада и сформированных им типов.
Убежденность просветителей в творческой силе разума, в закономерности его победы и желание показать не только то, что есть, но и как должно быть, рождало свойственное просветительскому искусству противопоставление «сущего» и «должного». В «Недоросле» «должное» воплощено не столько в положительных персонажах, реалистическая убедительность которых позволяет в значительной мере отнести эти образы к категории «сущего», но главным образом в развязке пьесы, где то, что «должно» быть, автор показывает как «сущее».
Применение этого приема придает «Недорослю» черты боевой публицистичности и подчеркивает ее своеобразие: это не только комедия о воспитании, это комедия политическая.
Театрально-драматической системе «Недоросля» свойственны и приемы логического убеждения через слово, как бы прямо обращенное к зрителю. Эти приемы должны усилить воздействие пьесы. Сюда в значительной мере можно отнести и развернутые сцены споров и рассуждений с участием положительных персонажен. Приемы эти, характерные и для классицизма, как бы закрепляли и некоторые его черты в эстетике просветительского -театра и свидетельствовали о связи первой русской реалистической комедии с сохраняющими свою жизненную силу традициями классицизма.