ОмГУ » Драматический театр » Развитие любовной линии сюжета в «Недоросле»
Развитие любовной линии сюжета в «Недоросле»
Благополучный финал комедии - наиболее яркое проявление, просветительского характера реализма Фонвизина - не только осуждает социальные пороки жизни, но активно вмешивается в нее, показывая, что надо делать для того, чтобы уничтожить эти пороки. Развязка комедии выражает гражданские позиции автора открыто и прямо.
Финал комедии являлся публицистическим средством заострения основной мысли пьесы, утверждающей, что «злонравные» дворяне не имеют права владеть людьми. Но в то же время развязка пьесы выражала мысль о возможности устранения противоречий между крепостниками и крепостными путем вмешательства государственной власти, способной оградить миллионы крестьян от мучительства господ.
Но сила реализма Фонвизина проявилась в том, что правда жизни вошла в финал его драмы, может быть, помимо его веры в закономерность и неизбежность победы гуманизма просветителей над «злонравием» крепостников.
Глубоко значительна последняя сцена комедии, когда Еремеевна помогает упавшей в обморок Простаковой. Однако в ответ на вопрос Стародума: «Что она теперь? Что?» - Еремеевна, «посмотрев пристально» на Простакову и всплеснув руками, восклицает: «Очнется, мой батюшка, очнется». Впервые отметивший эту многозначительную фразу Еремеевны Благой пишет: «Жест и слова Еремеевны примечательны. Стародум, Софья, Правдин знают, что Простакова, после взятия ее имения в опеку, обезврежена, и потому могут «по человечеству» пожалеть ее Забитая Простаковой крепостная Еремеевна, которая еще не может разобраться в том, что произошло, «помогает» барыне и вместе с тем в ужасе всплескивает руками, видя, что ее исконная мучительница вот-вот очнется и ее терзания начнутся сызнова» .
Однако мысль о живучести «простаковщины» дана в пьесе лишь намеком и не определяет собой характера ее финала, дающего традиционную для «классической» комедии победу добродетели над пороком.