ОмГУ » Драматический театр » Некоторая рассудочность образа Милона
Некоторая рассудочность образа Милона
Образ Софьи, может быть, более, чем другие положительные образы пьесы, испытал воздействие театральных традиций классицизма. Однако и в данном случае Фонвизин не ограничился схемой, изображающей добродетельную «первую любовницу», но стремился создать живой и обаятельный образ. Софья умна, она воспитывается в духе просветителей, читает Фенелона, кроме того, она настойчива, решительна и самостоятельна. Характер Софьи обеспечивает ей известную свободу в семье Простаковых: она сама получает и читает адресованные ей письма, свободно видится с Милоном и т. д. Пребывание среди Простаковых и Скотининых, покушающихся на ее приданое, делает ее жизнь очень трудной, однако она не жалуется и держит себя с ними спокойно и уверенно. Она жизнерадостна и насмешлива - даже в трогательный момент встречи ее с Милоном она шутит, поддерживая ревнивое предположение Милона о сопернике. Софья добросердечна и незлопамятна; она легко прощает
Простакову и проявляет заботу о пей, когда та, отвергнутая; сыном, падает в обморок.
Введение положительных персонажей, проникнутых чувством гражданского долга перед отечеством, расширило идейное содержание комедии. Разговоры Стародума с Правдиным, Милоном и Софьей о «неисцельной» болезни правительства, о «беззаконии угнетения рабством себе подобных», о дворянах, «благородство которых погребено с их предками», устанавливали связь произвола и злонравия скотининых и простаковых с произволом и злонравием, царящими во всем государстве, возглавляемом «казанской помещицей» Екатериной II.
Важнейшим средством создания реалистических образов в комедии является язык действующих лиц. Фонвизин в «Недоросле» осуществляет начатое Сумароковым сближение литературного языка с разговорной речью изображаемой среды. Язык Простаковой, Простакова, Митрофана и Скотинина раскрывает грубость и невежественность нравов крепостников-помещиков. В то же время речь каждого из них индивидуализирована и подчеркивает основные черты данного персонажа комедии.