ОмГУ » Драматический театр » «Недоросль»
«Недоросль»
Основной социальной проблемой творчества писателя становится проблема крепостничества. Фонвизин не выступает прямо против самого института крепостного права, он осуждает лишь «крайности» и «злоупотребления» им со стороны дурных помещиков. Однако весь строй доказательств зла, которое порождает крепостное право в русской жизни, по сути своей является приговором крепостничеству вообще.
«Недоросль» Фонвизина - произведение большой социальной темы. Горький писал: «...в «Недоросле» впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства».
Идеи и проблематика комедии, даже отдельные образы свидетельствуют о ее неразрывных связях с сатирическими журналами Новикова. Но, продолжая дело новиковских сатирических журналов,
Фонвизин шел значительно дальше. Новиков даже в наиболее смелых высказываниях о крепостническом произволе не ставил вопроса о причинах, его порождающих, так же как не ставил вопроса о средствах его пресечения.
Фонвизиным впервые в русской драме было выдвинуто требование ограничения власти крепостников и ограждения крепостных от произвола помещиков.
«Друг свободы», мыслитель и художник, открывший для себя обусловленность нравов и характеров формами социального бытия, Фонвизин вплотную подошел к решению основной проблемы реалистического искусства: изображению типичных характеров в типичных обстоятельствах. Его комедия «Недоросль» стала первым произведением русского просветительского реализма.
В комедии изображены события, происходящие в течение одних суток в доме провинциального помещика Простакова, бесхарактерного и ничтожного человека, предоставившего управление семьей и имением своей жене, госпоже Простаковой. Жестокая и невежественная помещица терроризирует всех своим свирепым нравом, притесняет и обирает крепостных.