ОмГУ » Драматический театр » Художественная убедительность и жизненность
Художественная убедительность и жизненность
Комедия Фонвизина, в которой утверждались принципы нового, реалистического видения жизни, в то же время не свободна от многих недостатков, относящихся главным образом к несовершенству ее драматургического построения. Новое содержание, вносимое Фонвизиным в русскую драму, не воплощено в соответствующую ему форму. В «Бригадире» еще сильно сказываются черты традиционной «классической» комедии. Следуя правилам классицизма, Фонвизин пытается построить сюжет своей пьесы на любовной основе. Но своеобразная любовная «эпидемия», которой охвачены все действующие лица, за исключением бригадирши, вносит в комедию черты условности и неправдоподобия и не помогает раскрытию характеров в действии. В пьесе нет подлинного драматического конфликта. Образы раскрываются не в действии, а в разговорах, и притом раскрываются до конца уже в первых явлениях комедии. Статичность комедии, отсутствие движения в развитии характеров и сюжета, является одним из существеннейших недостатков «Бригадира».
Художественная убедительность и жизненность образов несколько нарушается тем, что иногда действующие лица начинают непосредственно выражать несвойственные их характерам мысли самого Фонвизина. В первую очередь к «Бригадиру» относятся слова Вяземского, отметившего, что «в комедиях Фонвизина говорят не всегда участвующие лица, а часто говорит сам автор». Одним из примеров этого может служить разговор Ивана с советницей о воспитании, которое он получил в пансионе французского кучера. «Молодой человек подобен воску. Ежели б malheureusement я попался к русскому, который бы любил свою нацию, я, может быть, и не был бы таков».
Комедия еще до появления на сцене получила известность благодаря мастерскому чтению ее автором в дворянских салонах Петербурга. Особенное внимание на комедию и ее автора обратил Панин, возглавлявший аристократическую оппозицию екатерининскому двору. По словам Фонвизина, после чтения «Бригадира» Панин сказал: «Это в наших правах первая комедия». В дворянских кругах пьеса стала модной, о ней везде говорили, многие «острые слова» вошли в разговорный обиход.